Главная » Статьи » История еврейской общины в Горках » Еврейская община в период становления

Еврейская община в период становления и деятельности Горецких сельскохозяйственных учебных заведений

Решение об открытии земледельческой школы в России было принято в ноябре 1833 года. А через месяц в Министерстве финансов было начато дело “О приискании удобного казенного или конфискованного имения, или оборочной статьи для устройства земледельческой школы с опытной запашкой”.

Два года тянулась переписка чиновников и, наконец, летом 1835 года была создана специальная комиссия для обследования и выбора места. Историк Л.Чернявская в Национальном историческом архиве Республики Беларусь нашла записку министра финансов, где он рекомендует обратить внимание на Могилевскую губернию и Горы-Горецкое и Быховское имения. Обращают на себя внимание некоторые рекомендации, данные членам комиссии:”Сближение  с большой рекой, удобное местоположение, достаточность воды.., чтобы близко не было продажи крепких напитков, вообще близкое соседство евреев не-желательно…”

Комиссия выбрала Горы – Горецкое  имение, которое соответствовало всем рекомендациям, кроме одной. Так, на момент открытия в Горках школы, там проживало 2528 человек, из них 1656 евреев.

24 апреля 1836 года был опубликован указ царя Николая I Сенату об открытии Горы-Горецкой земледельческой школы.

М.М.ГанчарыкДля строительства школы были привлечены крестьяне Горы-Горецкого имения, а также строители из многих губерний России. Работали на строительстве и жители местечка Горки, в том числе и евреи. И, видно, хорошо зарабатывали, ибо это место, где велось строительство школы, местные жители долгое время называли “будаванне”. Об этом вспоминал в книге “Шляхам ад пачатку стагоддзя” бывший ученик Горецкого земледельческого училища М.Н. Гончарик, который стал затем доктором биологических наук, членом-корреспондентом АН БССР .

К 1840 году было построено 35 зданий: учебные корпуса, жилые дома для преподавателей, больница, баня и другие хозяйственные постройки.

15 августа 1840 года земледельческая школа была открыта. Она состояла из двух разрядов: первого - низшего и второго - высшего. В них в первые годы обучалось не-много учащихся: от 7 в 1840 – до 38 в 1844 году.

А вот в 1844 году их численность возросла до 116 человек. Дело в том, что в 1844 году при школе была открыта учебная ферма, которой передали земли и  основные  хозяйственные  постройки школы. Обучалось на ферме ежегодно до 40 учащихся. Кроме того, работала и небольшая школа овчаров, где обучалось 2- 4 учащихся.

 

Фольварок Иваново

 

За первые 8 лет существования горецкие учебные заведения окончило 162 учащихся.

Создание в Горках целой сети учебных сельскохозяйственных заведений способствовало развитию местечка и, естественно, еврейской общины. Архивные материалы  свидетельствуют, что в  1844 году в Горках было церквей православных – 3, костёлов –1, еврейских молитвенных домов -3, домов свободно проживающих – 6, крестьян -309, евреев – 119. В них в 1847 году проживало 1554 жителей–евреев.

Известно, что был капитально отремонтирован гостиный двор, открылось несколько торговых лавок, а всего их было 44. Большинство из них принадлежало евреям.

Корпус

 

Главный корпус Горы-горецкого земледельческого института.
 

 

В 1848 году высший разряд земледельческой школы был преобразован в институт – первый в России “с правом университета”. Реформа затронула и низший разряд школы, который был преобразован в земледельческое училище. В 1859 году были открыты землемерно-таксаторские классы, которые были призваны готовить землемеров. Ведь в России приближалась земельная реформа. Постепенно росла  популярность горецких учебных заведений, где в 1860 году обучалось уже 360 студентов и учащихся почти из всех губерний России. Учились студенты также из Германии и Франции.  Но известно, что евреев среди преподавателей учебных заведений не было.

 

5 Таксация Ф32

 

Учебный корпус

Горецких землемерно-таксаторских классов.

 

 

Что касается евреев - студентов и учащихся, то в 60-е годы они стали появляться. Этому способствовала кампания наделения евреев землей. Тогдашний министр государственных имуществ П. Киселёв приказал выделить для евреев в Горецком земледельческом училище 6 вакансий. Известна судьба некоторых выпускников Горы-Горецкого училища. Так, И. Фрафон был отправлен в Херсонскую губернию для помощи евреям – земледельцам. Там же, на Херсонщине, была создана Великоанадольская  учебная ферма, куда были отправлены преподавателями два еврея, окончившие Горы - Горецкий земледельческий институт и училище.

Среди них был Арнольд Борисович Думашевский - сын бедного еврея, родился в Могилеве в 1836 году. Мальчиком  помогал своему отцу в портняжном ремесле и извозном промысле, а затем 13-летним подростком был приказчиком в книжной лавке. Грамоте Думашевский выучился тайком от родителей у приходского дьячка и на 14-м году поступил в Горы-Горецкое земледельческое училище, курс которого и окончил в 1859 году. После недолгой службы в Одессе писцом в канцелярии бывшего попечительного комитета об иностранных поселенцах южного края, Думашеский обратил на себя внимание попечителя Одесского учебного округа H. И. Пирогова, известного врача и хирурга. Благодаря ему, он поступил в Ришельевский лицей (1859 г.), а через год перешел на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, где и получил степень кандидата права в 1862 году.

По окончании университетского курса  был оставлен при университете и за казенный счет командирован для приготовления к профессорскому званию  за границу, где прожил до 1865 года. По возвращении в Россию  перешел на службу в министерство юстиции и сначала был командирован для рассмотрения работ по преобразованию судебной части Царства Польского, а затем назначен обер-секретарем 3-го департамента Правительствующего Сената, но в 1871 году оставил эту должность. В 1877 году окончательно вышел в отставку.

В 1871 году он работал редактором-издателем газеты "Судебный Вестник" (начиная с № 66 за 1871 г. и кончая № 258 за 1876 г.). В этой газете он  поместил  целый ряд статей по самым разнообразным вопросам практической юриспруденции и, кроме того, вел "юридическое обозрение" по гражданским делам в "Судебном Журнале" за 1867 и 1868 гг., который составлял приложение к "Судебному Вестнику".

С 1877 года Думашевский передал дело издания газеты в другие руки и лишь изредка помещал в “Санкт-Петербургских Ведомостях" статьи публицистического характера, преимущественно по еврейскому вопросу. Из накопленного им в течение трудовой жизни капитала в размере 56000 рублей 26000 рублей он завещал Санкт-Петербургскому университету на стипендии на юридическом факультете по 300 рублей в год с тем, чтобы эти стипендии назывались стипендиями “Еврея Думашевского”.

Он был и большим любителем пения и поэтому завещал 4000 рублей Санкт-Петербургской консерватории на премии за “лучшие русские застольные песни”. Свою богатую библиотеку (688 томов) по праву и философии он также завещал Санкт - Петербургскому  университету. Умер 22 ноября 1887 года [9].

В этот период в России было принято несколько законодательных актов, касающихся еврейского населения. Так, в апреле 1835 года было принято новое "Положение о евреях", которое расширило черту оседлости, разрешало только временное посещение  (на 6 недель) во внутренние губернии России и то только в русской одежде, запретило держать христиан  в еврейских домах в качестве прислуги. Запрещалось строить синагоги вблизи церквей.

По закону 1839 года евреев нельзя было избирать бургомистрами городов, членами словесных судов, ратманами  (нем. ratmann - советник, в дореформенной России: член органа городского управления (магистрата, ратуши).

 

Физико-химический корпус.

Физико-химический корпус Горы-горецкого земледельческого училища.

 

19 декабря 1844 года было принято новое "Положение о подчинении евреев в городах и уездах общему управлению, с уничтожением еврейских кагалов". В нём было сказано, что “…никакое особое еврейское управление существовать не должно, и потому все кагалы и прикагалки уничтожаются, а дела их немедленно передаются по принадлежности в городские Думы и Ратуши”.  Таким образом, царизм хотел уничтожить остатки еврейской общинной автономии. Однако еврейская община продолжала существовать, и она отвечала за сбор податей и сдачу рекрутов, вела метрические книги, а значит, и учёт населения остался в руках раввинов.

В 1851 году были утверждены “Временные правила о разборе евреев”. Их планировалось разделить на пять разрядов: купцы, ремесленники, земледельцы, мещане оседлые и неоседлые. Как известно, к мещанам неоседлым или к числу “бесполезных” было бы отнесено более 80% еврейского населения. Однако “разбор”, как и многие другие царские начинания в отношении евреев, не был осуществлён.

Как вышеперечисленные постановления и указы сказались на жизни евреев Горецкой общины, мы, к сожалению, из-за отсутствия документов проанализировать не можем.

 

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/9b/Napoleon_Orda-Institute_of_Agriculture,_Horki.jpg

 

Главный корпус Горы-горецкого земледельческого института. Рисунок Н. Орды

 

Однако вернёмся к истории Горецкой еврейской общины в период существования горецких учебных заведений. А они, как свидетельствовали современники в 60-е годы, вошли в число лучших сельскохозяйственных учебных заведений не только России, но и Европы.    Заведения внесли большой вклад в дело подготовки сельскохозяйственных кадров и развития науки в России и Беларуси, а многие выпускники Горок оставили яркий след в истории русской сельскохозяйственной науки. Несомненно, что учебные заведения активно работали бы и дальше, если бы не события 1863 года.

Ведь открывая в небольшом местечке земледельческие учебные заведения, царское правительство рассчитывало, что вдали от крупных промышленных центров будут воспитываться верные царизму чиновники и управляющие помещичьими имениями. Однако царизм просчитался. Просвещение молодежи способствовало распространению среди студентов национально-освободительных революционных идей.

В конце 1862 года в Горках сформировалась подпольная студенческая организация, во главе которой стоял комитет из 11 человек. В его состав входили С. Висковский, В. Домарацкий и др. студенты и учащиеся.

В марте 1863 года Виленский комитет решил начать восстание на Могилевщине. Руководителем восстания был назначен Л. Звеждовский, боевой соратник К. Калиновского.

~AUT0008

 

 

 

 

 

 

 

 

Людвиг Звеждовский

 

23 апреля 40 вооруженных повстанцев прибыли в деревню Зарубы Горецкого уезда, а ночью 24 апреля повстанцы вошли в город. На площади к ним присоединились студенты. Все были разделены на пять групп и одновременно напали на квартиру начальника внутренней охраны, казарму, цехгауз, почту и казначейство. В бою с солдатами воинской команды погибло два повстанца, трое получили ранения. Вскоре город был в руках восставших. В это время  произошел большой пожар, в результате которого пострадало несколько еврейских домов и лавок.

На другой день повстанцы, силы которых выросли до 200 человек, двинулись в сторону Кричева. Однако им не удалось привлечь широкие слои крестьянства, которое, поддавшись на обман царских властей и духовенства, восприняло восстание как борьбу помещиков за возврат крепостничества.

Отряд повстанцев попал в окружение царских войск. Л. Звеждовский принял решение пробиваться на запад небольшими группами. Сквозь заслон удалось пройти лишь маленькой группе, возглавляемой Л. Звеждовским. Остальные были схвачены и брошены в тюрьму. Царский суд жестоко расправился с повстанцами. 26 студентов и пять преподавателей были осуждены, 33 человека отправлены в ссылку.

Как известно, еврейское население Горок не принимало участия в восстании. Однако, как видно из архивных материалов НИАРБ, горецкий еврей Любман привлекался к уголовной ответственности в связи с этими событиями. За что он привлекался и был ли осужден, установить нам пока не удалось [12].

Революционное выступление горецких студентов послужило поводом для закрытия в 1864 году института в Горках и перевода части студентов и преподавателей в Петербург.

Так закончило свое существование единственное в России высшее сельскохозяйственное учебное заведение, а Беларусь лишилась единственного высшего учебного заведения. В Горках остались лишь средние земледельческие училища.

Ещё за год до этих событий, в июне 1862 года, Горки получили статус города и стали центром Горецкого уезда. Из Копыси сюда были переведены уездный суд, казначейство, почтовая контора, городская больница, инвалидная команда, уездная канцелярия и другие  уездные учреждения.

Создание в Горках земледельческих учебных заведений способствовало быстрому росту населения города. Так, если в 1836 году в Горках жило 2528 человек, то в 1856 году уже 3830. По вероисповедованию жители разделялись следующим образом: православных - 1328 мужчин и 1213 женщины, иудеев - 845 мужчин и 811 женщин, католиков - 239 мужчин и 40 женщин, лютеран - 34 мужчины и 12 женщин.

Данные свидетельствуют, что еврейское население по сравнению с 1772 годом увеличилось почти в два раза. В Горках было 496 деревянных  жилых домов и один каменный (не считая зданий на территории учебных заведений), две каменные и три деревянные церкви, один деревянный костел, четыре деревянных еврейских молитвенных дома.

Из воспоминаний бывших студентов Горы-Горецкого земледельческого института известно, что еврейское население, которое проживало около института, сдавало комнаты для студентов института и училищ, которым разрешалось жить не в пансионате.

За время существования учебных заведений возросло и количество лавок, открытых евреями. Они стали завозить в Горки книги, заморские вина, предметы роскоши. Ведь многие студенты и учащиеся были весьма состоятельными. Многие евреи работали в хозяйственных службах учебных заведений, а также на строительстве новых зданий и ремонтных работах.

Вместе с тем следует отметить, что, несмотря на открытие в Горках целого комплекса сельскохозяйственных учебных заведений, центр нового уезда оставался неуютным, грязным. Не было водопровода, улицы  освещались только на территории учебных заведений.

 

                                  http://geraldika.by/wp-content/gallery/simvolika-mogilevskoj-oblasti/gorki.gif

 

Современный герб г. Горки

 

 В августе 1867 года было утверждено положение о гербе города. В нём говорилось: “Изобразить в сем гербе, как главную эмблему города Горки, три горы, средняя выше других, а чтобы указать на занятие земледелием жителей города — вырастающие из гор колосья, в вольной части щита поместить герб Могилевской губернии. Щит украсить башней с тремя зубцами”.

Категория: Еврейская община в период становления | Добавил: lwm468071 (16.10.2014)
Просмотров: 1647 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar