Главная » Статьи » История еврейской общины в Горках » За далью времён

Под властью Российской империи

Под властью Российской империи

После раздела Речи Посполитой Горки и земли вокруг него вошли в Оршанскую провинцию, а с 1777 года – в Оршанский, а затем – Копысский уезд Белорусской губернии. С 1796 года – в состав Могилевской губернии.

Как отмечал П. Марек, в это время положение членов еврейской общины было таким тяжёлым, что в 1778 году владельцу Горецкого имения пришлось “…выдать вспомоществование всем местным домохозяевам на ведение их торговых дел”[1].

Как известно, для взыскания податей и других повинностей необходим был учет и организация всего податного населения. Поэтому после присоединения к России земель Восточной Беларуси в результате первого раздела Польши Екатерина II распоряжением от 13 сентября 1772 года предписала белорусскому генерал-губернатору Чернышеву организовать поголовную перепись еврейского населения, расписать его по кагалам и установить для евреев подушную подать в размере одного рубля с головы (в двойном размере против христиан).

Горецкому кагалу пришлось в 1796 году назначить двух специальных старост для сбора этой подати и 12 лиц, перед которыми эти сборщики должны были отчитаться[2].

Перепись еврейского населения и приписка его к кагалам была возложена на последних, и для обеспечения своевременного и бездоимочного поступления подушной подати была установлена круговая порука кагала за всех членов еврейской общины.

К этому времени российские евреи стали получать фамилии. Процесс присвоения фамилий завершился к 80-м годам XIX века.

Еврейские фамилии, их происхождение – тема особого исследования. Здесь мы назовем некоторые фамилии, которые получили Горецкие евреи: Альтшуллер Амнуэл, Аронов, Афроимов, Брешт, Велькович, Вильнер, Гендман, Гольдберг, Гинзбург, Гиндоман, Гуревич, Даменшкин, Двоскин, Иоффе, Иткин, Зайцев, Кац, Кегелис, Кудрявицкий, Лапицкий, Лозинский, Лурье, Липкинд, Лившиц, Малер, Мендел, Мидлин, Муравин, Минухин, Наймарк, Окунь, Пейсахович, Переплетчиков, Портной, Пакт, Раскинд, Робцер, Сегал, Стернин, Трайнин , Файкин, Фрейдин, Фейгин, Хасин, Хасман, Хаит, Цейтин, Цирульников, Цофнас, Цыпин, Черномордик, Шпеер, Штрамблер, Шевелев, Эрдман и многие други [3].

Как раз в это время в Горки приехали царские чиновники для составления “Ревизских сказок”, т.е. была сделана перепись еврейского населения. Этот документ, составленный 25 ноября 1772 года на польском языке и находится в Национальном историческом архиве Республики Беларусь[4].

Из него можно узнать, кто и на каких улицах и площадях жили в Горках. Так, евреи жили на Ратушной и Синагогальной площадях, улицах Пробойной, Рыночной, Замковой и Пилатовой.

Записывали жителей по имени хозяина. Номеров на домах четной и нечётной стороны не было. Поэтому в “сказках” описали жителей, которые жили по левую и правую руку.

Отметим только, что в “сказках” было указано занятие жителя, его возраст, какое он имеет отношение к хозяину дома, его семейное положение. Так, на первой странице этого документа сказано, что “в местечке Горках жиды (так в то время называли евреев, но уже в последние годы правления Екатерины II наименование "жиды" исчезло и появилось новое – евреи) живут по левой руке Пробойной улицы”. В доме Замковом живёт барышник Арон Изевич, 50 лет, его жена Гинда, 45 лет, дочери Хая, Песя, Гута – 18, 15, 10 лет, сыновья Зелик и Арон, 12 и 8 лет. Про разведенных женщин написано – “через мужа покинута”. Про некоторых сказано, что они вдовы или бобыли. Если речь идёт о купцах, то указано, каким товаром он торгует[5].

Читая “Ревизские сказки” видно, что среди евреев были цирюльники (парикмахеры), барышники (те, кто занимался перепродажей ради барыша, перекупщики, мелкие торговцы), шинкари (те, кто содержал шинок, придорожное питейное заведение), злотники (мастера ювелирного дела)[6].

В "Ревизских сказках" некоторые обозначены как "бобыли" (т.е. они не имели собственных домов).

Всего переписчики насчитали в Горках 2818 человек (1458 мужчин и 1360 женщин). Евреев было 855 человек (398 мужчин и 457 женщин)[7].

Еврейское население жило не только в центре местечка, но также в двух форштатах (предместьях) – Казимировском (ныне район Слободы) и Замесницком (ныне район Заречья).

В этот период в Горках было 2 синагоги. Рядом, с Горками в местечке Ляды с 1801 года поселился Шнеур Залман Шнеерсон (17451813), основатель хасидского движения Хабад. Его последователи стали распространять своё влияние на окружающие еврейские местечки, в том числе и Горки. Поэтому в 1804 году Горецкий кагал, борясь с распространением хасидизма, запретил устраивать молитвенные собрания в частных домах[8].

 

Горецкая синагога

 

В еврейских местечках жизнь местных общин очень часто зависела от отношений между ними и владельцами имений. Как мы уже отмечали, в Горках они не всегда были добрососедскими. Так, в 1806 году граф Л.И. Сологуб передал христианам еврейские арендные участки, а в 1810 г. выгнал евреев из лавок, запретил им заниматься торговлей и приказал за один день покинуть Горки[9].

П. Марек в вышеназванной статье отмечает, что приказ о выселении не был выполнен, но многим евреям пришлось город покинуть. Почему это произошло, точно не известно. Можно только предположить, что они не договорились насчёт арендной платы.

Горецкие евреи, правда, надеялись, что со временем графский гнев пройдёт. Поэтому они приняли постановление: “…Великий господин граф Сологуб Лев Иванович разгневался и выгнал из лавок и амбаров… С сегодняшнего дня постановляем: с согласия раввината и старших кагала отметить каждому его право «хазоку», чтобы помнить, что, когда бог помилует и это постановление отменит господин, – каждый вернётся на своё место, чтобы чужой не вмешался и не имел права завладеть лавкой, никакие претенденты не могут, каждый обязан остаться при своём давнем праве “хазоки” навечно, даже и его наследники (в пинкосе имеется план лавок и амбаров – В.Л.). Все вышеуказанные лавки записаны всем раввинатом нашего кагала с участием самого раввина и председателя кагала, и поэтому никто не имеет права изменить ничто из помеченного. Никто: ни мужчина, ни женщина – не могут захватить чужое “масыг гвул”, никто не может купить никакой лавки ни от казны, ни от мещанина, а кто не выполнит, пусть на него обратятся все проклятия торы, кто выполнит, будет благословлен. В закреплении этого подписываемся мы, раввинат и председатель кагала. Четверг, 21 июня 5570-1810 год, г. Горки”. Все вышеизложенное принято с общего согласия совета общины в воскресенье 18 ияра 5582 (1822) года, в Горках. Свидетельствует Менаше, сын р. Даниэля, и свидетельствует Дов-Бер, сын р. Исраэля, и свидетельствует Шломо, сын р. Шломо, и свидетельствует Иехезкель, сын р. Мордехая, и свидетельствует Меир, сын р. Мендла-Авраама, и свидетельствует Элия, сын р. Переца Гинзбурга, и свидетельствует Мешулам, сын р.(...), резник общины"[10].

Далее в пинкосе приводится список магазинов: "Магазин, стоящий на северо-восточной стороне, ворота которой выходят на городскую улицу, – принадлежит р. Иосефу, сыну р. Исера, на веки вечные, и его наследникам и домочадцам после него. Второй магазин, стоящий рядом с ним, западнее, – принадлежит р. Арье, сыну р. Исраэля, на веки вечные, и его наследникам и домочадцам после него. Третий магазин, стоящий рядом с ним, – принадлежит наследникам покойного р. Якова, сына р. Шмуэля Каца, на веки вечные, и их наследникам и домочадцам после них. Четвертый магазин, стоящий рядом с ним, – принадлежит р. Аарону, сыну Менахема Сегала, на веки вечные, и его наследникам и домочадцам после него"[11].

Отечественная война 1812 года обожгла Горецкую землю. Уже 14 июля 1812 года французские войска захватили Горки. Французы отбирали у населения одежду, обувь, продовольственные запасы, лошадей. Попытки привести население Горок к присяге на верность императору Наполеону закончились неудачей.

Во время оккупации французы разграбили Горецкий замок, местечки Горки и Горы, фольварки Наталин, Сеньково, Сова, Рудковщина, Анигоф и другие. Особенно пострадало много винокурен и питейных заведений, часть из которых принадлежала евреям [12]. Кроме того, с июля по ноябрь 1812 года в Горках находился французский военный магазин для сбора продовольствия и фуража. Понятно, как делался этот “сбор”.

В начале ноября 1812 года Горки были освобождены русскими войсками. “Пустые дома крестьян, умерших от голода, бледные высохшие лица еще живущих наполняют душу страхом”, – так описывал современник Горки после изгнания французов.

Наполеоновское нашествие нанесло значительный урон Горкам. Его население сократилось. Известно, что 2070 человек было убито и погибло от побоев. Французские оккупанты разграбили и уничтожили ремесленные предприятия, которые были в Горках, сожгли оранжерею с ценными растениями в имении графа. Общий урон составил более трех миллионов рублей.

Прошло десять послевоенных лет. В 1822 году владелец Горецкого имения граф Л.И. Сологуб решил отменить своё решение относительно евреев и вновь заключил с ними договор на аренду. Об этом узнали евреи окрестных местечек и стали приезжать в Горки. Видя такое положение, Горецкий кагал принял решение, о котором в пинкосе сказано: «…вот уже 13 лет как еврейское общество терпит от господина, наконец, господин смилостивился и предоставляет нам аренду”.

Это привлекает евреев из соседних местечек, и поэтому руководство кагала запрещает под угрозой проклятий въезд им в город, постановляет не давать приезжим квартир, а если новопоселенцы поселятся не у евреев, то не допускать их в синагоги молиться и запретить “шойхету” резать их животных.

Далее в постановлении было записано: “…мы ему заплатили большую сумму, чтобы он к нам хорошо отнёсся, и для этого потратили большую сумму по аренде «коробки» (имеется в виду коробочный налог). После этого, когда мы снова собрались и положили фундамент города, лежа на постели, пришла мысль нам в голову, что теперь кто-нибудь из нашего кагала или из другого города, который не принимал участия в организации и строительстве города, могут заарендовать главную аренду себе, а мы останемся ни с чем, поэтому мы постановили записать в пинкосе, что обязанность каждого нашего гражданина судить его по законам нашей торы и отнять у него главную аренду.

Все вышеизложенное принято с общего согласия совета общины, в воскресенье, 18 мая 5582 (1822) года, в Горках. Свидетельствует Менаше, сын р. Даниэля, и свидетельствует Дов-Бер, сын р. Исраэля, и свидетельствует Шломо, сын р. Шломо, и свидетельствует Иехезкель, сын р. Мордехая, и свидетельствует Меир, сын р. Мендла-Авраама, и свидетельствует Элия, сын р. Переца Гинзбурга, и свидетельствует Мешулам, сын р.(...), резник общины"[13].

Однако владелец Горецкого имения не сумел справиться с экономическими трудностями. Известно, что последний владелец Горы-Горецкого имения для покрытия больших долгов ещё в 1812 году заключил контракт с правительством на поставку провианта царской армии и получил аванс.

К тому же, как отмечают исторические источники, вёл разгульную жизнь – в балах и маскарадах. Для этого имел собственный театр. Из “Истории белорусского театра” известно, что только музыкантов в его театре было 29 человек [14]. Среди музыкантов были и Горецкие евреи.

В 1813 году имение было заложено в банке за два миллиона рублей. Через несколько лет долг возрос до 4,5 миллиона рублей [15].

В августе 1829 году царское правительство конфисковало Горы-Горецкое имение (оно включало 15 фольварков, 2770 крестьян и 1760 десятин земли).

А в 1836 году в бывшем графском имении было принято решение открыть земледельческую школу. В истории Горок и еврейской общины начался новый период.

Использованная литература и источники:

1. Марек П., Горки // Еврейская энциклопедия. Свод знаний о еврействе в прошлом и настоящем. – С. 698.

2. Там же.

3. Национальный исторический архив Республики Беларусь (далее: НИАРБ) Ф. 2094, оп. 1, д.15, лл. 17-35.

4. НИАРБ. Ф. 2005, оп.1, д.201, лл.7 -10.

5. Там же. д.88, лл.345-355.

6. Там же

7. Там же.

8. Горки// Российская еврейская энциклопедия. http://www.rujen.ru/index.php/

9. Марек П., Горки // Еврейская энциклопедия. Свод знаний о еврействе в прошлом и настоящем. – С.700.

10. Библиотека еврейского университета в Иерусалиме. Пинкос Горецкой еврейской общины. Док. №327.

11. Там же.

12. НИАРБ. Ф. 2001, оп.1, д. 23, лл.34-35.

13. Библиотека еврейского университета в Иерусалиме. Пинкос Горецкой еврейской общины. Док. №331.

14. Гісторыя беларускага тэатра. Т.1. – Мінск.: 1983. . – С.222.

15.  Памяць. Гісторыка-дакументальная хроніка Горацкага раёна. Минск: 1996. – С.51.

Категория: За далью времён | Добавил: lwm468071 (30.09.2014) | Автор: Владимир E
Просмотров: 632 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar