Главная » Статьи » История еврейской общины в Горках » За далью времён

За далью времён

 

В составе Великого княжества Литовского

 

Первые письменные известия, которые непосредственно касаются территории Горецкого района, как считает историк В. Носевич, относятся к XII столетию, когда эти земли входили в состав Смоленского княжества [1].

На рубеже XII и XIV столетий Смоленское княжество вошло в состав Великого княжества Литовского. В это время горецкие земли принадлежали князю Ивану Семеновичу Путяту из рода князей Друцких. У князя было четыре сына. Один из них, Михаил, владел частью Гор и частью Баси, а второй, Василий,– частью Гор.От Михаила земли достались его сыну Юрию Шишевскому. Такое название он имел потому, что владел имением Шишево (в настоящее время деревня около Горок). Когда умер его единственный сын Василий (1480–1546), то по завещанию, которое он написал в 1544 году, имение передавалось его жене Марии, из рода князей Заславских. В этом завещании впервые упоминается населенный пункт Горки [2].

В 1569 году Великое княжество Литовское и Польша объединились в единое государство – Речь Посполитую. С этого времени и до середины XVII столетия Горки входили в состав Оршанского уезда Витебского воеводства.

В 1619 году владелец Горок, великий канцлер ВКЛ, Лев Сапега дал местечку “Устав о вольности”, который представлял собой малое магдебурское право. В результате жители Горок освобождались от большинства феодальных повинностей и имели льготы: свободно торговать и проводить ярмарки, иметь свое самоуправление и суд [3].

Факт получения магдербурского права подчеркивает возросшую роль города как центра товарно-денежных отношений того времени. В Горках был создан городской магистрат. Он располагался в ратуше, которая была построена на базарной площади (сейчас на этом месте находится здание районного историко-этнографического музея.

В это время Горки уже упоминаются как город. В нём, как свидетельствует “The Encyclopedia of Jewish life before and during the Holocaust”, в 1643 году возникла еврейская община[4].

П. Марек, автор статьи “Горки”, опубликованной в многотомном издании “Еврейская энциклопедия. Свод знаний о еврействе в прошлом и настоящем”, считает, что, “как и многие другие еврейские поселения, Горецкая община возникла из факта аренды евреями местных помещичьих земель и угодий. Вот почему влияние арендаторов на общинную жизнь было здесь очень сильно вплоть до второй половины XVIII века”[5].Он приводит сведения, что арендаторы участвовали в общинном самоуправлении (два арендатора участвовали как по договору 1643 года, так и по договору 1686 года), а также “в депутациях к помещику”[6].

Между тем споры между арендаторами и общиной всё же случались. И, как отмечает П. Марек, они порой доходили до суда Белорусской синагоги, а в 1699 году и до Бреста.
В этот период Горецкий кагал и прикагалки, которые существовали в Горах и Романово (ныне села Горецкого района), входили в состав Белорусской синагоги. Известно, что представители из Горок присутствовали на еврейских съездах в Могилеве, Шклове, Копыси, Быхове и Белыничах [7].

Откуда пришли евреи на Горецкую землю? Скорее всего, теми же путями, как и все евреи восточной Беларуси. Большинство историков считают, что основная масса евреев, вероятнее всего, переселилась в Беларусь в XII веке из Польши и Литвы, а туда – из Германии и других стран Западной Европы.

Память о еврейском переселении с запада на восток сохранилась в фамилиях евреев. Многие из этих фамилий образовались от названия тех городов, в которых евреи жили до переселения.

В это время Горки географически находились в пограничной зоне Великого княжества Литовского и на развитие оказывали большое влияние войны, которые вело Великое княжество Литовского, а затем Речь Посполитая с русским государством.Так, известно, что во время самой кровопролитной войны 1654-1667 гг. России с Речью Посполитой, когда погибло до 80% населения Могилёвского края, еврейская община в Горках не существовала и возродилась только в 1669 году [8].
 

Горецкий край в середине XVII в


Горецкий край в середине XVII ст. Еврейские общины были в Горках, местечках : Романово и Горах. Отдельные семьи жили в деревнях: Маслаках, Рудковщине и Сава

Русско-польские войны принесли много бед проживавшим в зоне сражений евреям. В результате войн немало евреев оказалось в русском плену. Большинство из них было расселено в Поволжье, на Урале и в Сибири. Некоторые оказались со временем в московской Немецкой слободе, где жили лютеране и католики. В 1659 году проверка, проведенная в Немецкой слободе, выявила евреев из Горок: Марко Яковлева с женою Дворкою. Нередко пленников принуждали к принятию православия или лютеранства, постригали в монахи. Известно, что девушка Махля из Горок приняла лютеранство [9].

В этот период, как свидетельствуют документы, многие евреи были королевскими откупщиками, а в некоторых городах имели монополию в торговле и ремёслах.
Это вызывало неприязнь, а иногда и ненависть со стороны местного населения. Так, антисемитски настроенный литовский публицист ХVI века Михалон Литвин писал: “В эту землю стекся изо всех других земель самый скверный народ иудейский (judaica), уже распространившийся по всем городам Подолии, Волыни и других плодородных областей; (народ) коварный, ловкий, лживый, подделывающий у нас товары, деньги, расписки, печати, на всех рынках лишающий христиан пропитания, не знающий иных способов (поведения), кроме обмана и клеветы; как доносит Священное Писание, это злейший народ из рода халдеев (chaldaeorum), развратный, греховный, неверный, подлый, порочный...”[10].

Но мнение местного белорусского населения было совсем другим. Его отразил известный учёный-этнограф К. Киркор, который писал: “…отличительной чертой здешних евреев является любовь к родине. Место, где он родился, где жили и умерли его родители, делается ему дорогим, заветным… Большинство евреев – честнейшие люди…, очень много евреев-ремесленников, тяжёлым трудом добывающих хлеб… Ремесленник на вас работает, положим, портной работает десятки лет, счёты с ним нескончаемые. Случаются разные передряги, но вы знаете, что этот человек вас любит, что он предан вполне, а поскользнётесь вы, он готов даже вам помочь из последнего…” [11].

В Горках, как и везде в Великом княжестве Литовском, во главе общины стоял кагал (кахал – буквально, община).

Кагал взимал подати с евреев по принципу круговой поруки, то есть не с отдельного лица, а с общины в целом. Согласно польским грамотам XVI в., кагалу передавалось не только право раввинов надзирать за религиозным бытом евреев, но и право карать нарушителей Закона отлучением, изгнанием из общины, телесными наказаниями и даже смертной казнью. Кагал переизбирали ежегодно определяемые жеребьевкой выборщики из числа налогоплательщиков. При выборах (как правило, в третий день Песаха) состав кагала обычно оставался почти тем же, а выбывших членов, как правило, заменяли их родственники.

 

Страницы горецкого Пинкоса
 

Страницы Горецкого Пинкоса.

 

Каждый кагал вел свою летопись – пинкос. В Горках её вели с 1643 по 1929 год. В 1925 году Горецкий пинкос внимательно изучил историк М.М. Срагович, который несколько раз цитировал документы из него в статье “Еврейское население Горецкого района (прошлое и современное). Краткий исторический обзор социально-экономических и бытовых моментов” (статья на белорусском языке). Затем пинкос попал в Израиль, где его нашёл в библиотеке Еврейского университета в Иерусалиме и перевёл многие документы доктор истории Яаков Хисдай. В этом ему помогала Рахель Торпусман.

По данным Горецкого пинкоса (1686 г.), во главе кагала стояло 18 человек (7 тувим, 4 габаим, 3 алуфим и 4 даяним) [12].

Помимо членов кагала, выборными были также попечители благотворительности (габбай цдака гдола), контролеры (роэй хешбон), попечители религиозных школ (хедеров и Талмуд-Торы). При кагале состояли судебные исполнители (шаммашим). Кагал наблюдал за торговлей, за правильностью мер и весов, за поведением приезжих, за благочинием, а также за чистотой улиц, где жили евреи, регулировал право аренды, издавал постановления относительно выборов раввина, обучения детей, оплаты слуг и служанок и норм их поведения и т. п., то есть полностью регламентировал жизнь членов общины.

Как видно из пинкоса, Горецкий кагал платил налоги: на домовладения – 100, за каждого члена общины – 100, с продажи табака – 40 и водки – 300 злотых [13].

Община с ее кагалом входила в состав Литовского ВААДА – съездов раввинов и кагальных представителей. ВААД состоял из трёх главных общин с центрами в Бресте, Пинске и Гродно. Горецкий кагал входил в состав Брестской общины.

По инвентарю 1683 года в Горках было 510 “дымов”, т.е. домов, а также два предместья – Заречье и Казимировская Слобода [14].
Как и во всех польских и литовских городах, евреи Горок селились в особых кварталах. Это связано с тем, что существовало православное и католическое законодательство, которое требовало, чтобы евреи жили обособленно. Да и сами евреи стремились жить отдельно, чтобы избегать конфликтов с христианским населением и без помех соблюдать свои законы и обычаи.

Строительство еврейских домов велось только в черте города, в основном в тех районах, где в настоящее время располагаются улицы: Советская, Якубовского и Бруцеро-Ерофеевская. В предмеcтьях Заречья и Казимировской Слободы горецкие евреи вначале не селились. Однако, как показал анализ “Ревизских сказок” (1772 г.), несколько семей там проживало.

Многие еврейские семьи занимались различными видами ремёсел. Согласно вышеназванному инвентарю, в Горках работали ремесленники 28 специальностей, среди них – ткачи, гончары, ружейники, винокуры и др.

Торговля проходила на трех рынках. Известно, что сюда приезжали купцы из Смоленска, Мстиславля, Могилева, Шклова, Орши и других городов.
В свою очередь горецкие купцы, среди которых были евреи, как свидетельствовали таможенные книги Москвы и Смоленска, торговали в этих городах сукном, полотном и рыбой. Есть сведения о том, что купцы из Горок торговали и в других городах Великого княжества Литовского и России. Горецкие евреи занимались также арендой мельниц и винокурен[15].

Горецким евреям на протяжении многих лет приходилось вести переговоры с местным феодалом об условиях их проживания и хозяйственной деятельности. Их поручали одному из членов общины, которому за это причиталось вознаграждение.

В Горецком пинкосе за 1686 год читаем: “Перед нижеподписавшимся собрались предводители: почтенный р. Аарон Сегал против почтенных предводителей кагала (да хранит его Всевышний) по поводу 120 злотых, которые причитались кагалу (да хранит его Всевышний) от предводителей-арендаторов за прошлый год, а р. А.С. получит их себе после Песаха 5446 года (1686) и за это обязался великим обязательством ходатайствовать и добыть от нового властелина подтверждение прав на существование для общины (да хранит ее Всевышний) таким образом, и при таком условии, что, если для этого ходатайства потребуется обращаться и к воеводе (да возрастет его слава), тогда он получит все эти 120 злотых, а если потребуется обращаться только к властелину, тогда он получит только 100 злотых, не более, и сюда включаются все расходы и подарки жене воеводы и его слугам, и на все про все – не более этого количества, и чтобы у р. А.С. не было никаких полномочий требовать с кагала (да хранит его Всевышний) свыше этого количества, даже и ненамного, и он обязался заложить все свое имущество под залог этого дела, и после этого он поехал ходатайствовать … и не застал властелина дома, и получил только письмо от жены властелина к чиновнику, чтобы оставить все права в неприкосновенности до возвращения самого властелина, а когда кагал попросил его вернуть деньги, он снова обязался, как раньше полным обязательством, перед р. Авраамом из Горок и подтвердил все свои обязательства, полностью, без возможности отказа, изменения или исправления, и все это включает в себя оба обязательства, от месяца ияра прошлого года и месяца тамуза прошлого года. Подписано в воскресенье, 5 элула 5446 (1686) года.
Свидетельствует Яаков-Авраам» [16 ].
 

Горки в 18 в. Еврейские семьи жили в центре города

 

Горки в 17 ст. Еврейские семьи жили в центре города
 

В 1695 году владелец Горок Е. Сапега дал евреям право построить синагогу. Она располагалась в центре города, около рыночной площади, (в настоящее время там расположено здание завода напитков и “Беларусбанка”). Впоследствии рядом была построена еще одна синагога, а площадь перед синагогами называлась Синагогская.

Какими были Горки в конце XVII столетия? Сохранились воспоминания очевидцев. Так, стольник Петра I – П.А. Толстой, который 24 марта 1697 года по пути в Италию посещал Горки, писал, что в городе “более за тысячу жителей, построены православная церковь, костел, две униатские и еврейский молитвенный дом” [17].

В 1698 году секретарь австрийского посольства В. Корб в своем дневнике отмечал, что “город очень длинный и густо заселен евреями” [18].

Во время Северной войны России со Швецией Горки в 1708 году оказались в непосредственной близости от театра военных действий. 6 июля 1708 года в Шклове состоялся военный совет. На нем присутствовал Петр I, который днем раньше был в Горках. На совете было решено: “Понеже неприятель, по ведомости, марширует к Могилеву..., пехоте всей иттить к Горкам с артиллериею и с обозами... и смотреть на неприятельские обороты и куды обратится – к Смоленску или к Украине – трудиться его упреждать”[19].

Более месяца (с 9 июля по 16 августа 1708 года) Петр I был в Горках. На одном из холмов города были построены земляные редуты, где военным лагерем разместились русские войска. Остатки этих сооружений сохранились и сегодня. А холм, на котором располагались русские войска, теперь зовется Петровой горкой. Есть еще в Горках и холм Мазепы. Он расположен по нынешней улице Советской. Сейчас тут находится детский сад № 5.

Нахождение русских войск в Горецком крае не способствовало развитию города и еврейской общины. Из истории этой войны известно, что шведы и русские без всякого разрешения входили в белорусские земли, обкладывали налогами местных жителей, в том числе и евреев, заставляли их содержать войска.
Эта чужая война дорого обошлась Горкам: резко сократилось количество жителей, и последовал упадок ремесла и торговли. Как свидетельствует запись в Горецком пинкосе за 1718 год, община в этот год не была в состоянии содержать постоянного кантора и шойхета [20].

После войны Горецкое имение было продано А.Д. Меньшикову – одному из тех, про которых писали “птенцы гнезда Петрова”. В 1732 году оно перешло к Михаилу Потоцкому, о чём свидетельствует “Грамота императрицы Анны Иоановны подстолию Михаилу Потоцкому на владение имениями Горы-Горки и другими”, а в 1740 году – Яну Михаилу Сологубу[21].

Когда он в 1748 году умер, имение было поделено его сыновьями на две части: Юзефу достались Горки, Юрию – Горы. Известно, что в Горках купцом Сахаровым в 1750 году была открыта фабрика по изготовлению талесов.

В 1766 году в Горках, по данным “The Encyclopedia of Jewish life before and During the Holocaust”, проживало 511 евреев [22].

В Горецком пинкосе сохранился интересный документ, который касается еврейской торговли и взаимоотношения с владельцем имения. “…Его светлость, ясновельможный воевода, господин Вырепский, большой наш господин, – говорится в нём, – оказал большую помощь нашему кагалу в Горках, приказал одолжить руководителям нашего кагала деньги из казны…на закупку товаров на правах “совместного доходу”. И вот на днях Шлёма, сын Семена, сделал то, что до этого времени не видно, не слышно: получил деньги от казны на покупку товара с правом совместного дохода и не только с дохода ничего не дал “казне”, даже задержал одолженные ему “казной” деньги, суммой сорок один червонец золотом. Более того, выплатил этими “казенными” деньгами его долги, которые он должен хозяевам нашего кагала…
В связи с этим мы, старшины, штрафуем его, чтобы с сегодняшнего дня он, Шлёма, более не входил ни в состав совета кагала, ни в состав “семи лучших города”, ни в состав старшин – вождей общества, чтобы не имел права “кантора” в молитвах до того времени, пока не перепросит наших господ в “крепости”. На этом расписываемся. Среда. 2-го мая 1770 г. Тут в Горках” [23].

Как видно из дальнейшего чтения этого постановления, наказан был не только тот, кто взял деньги для того, чтобы рассчитаться с долгом, но и тот, кому Шлёма деньги отдал.
В Пинкосе читаем: “О том, что Шлема взял деньги у господина Вырепского, а Шлёма Залман, сын Израиля, Сагал взял свой долг у Шлемы из суммы, которую последний получил в «казне», для этого мы, старшины кагала города Горок, штрафуем его, чтобы больше этого не случилось, с сегодняшнего дня не имел права молиться в синагоге на его постоянном месте, но всё время молитвы не имел места…” [24].

Как известно, во второй половине XVIII века польское государство стало слабеть, что привело к его разделу между Россией, Австрией и Пруссией. Это произошло в, 1793 и 1795 годах. В результате уже первого раздела 1772 года Россия получила обширные территории площадью 92 тыс. кв. км. К Российской империи были присоединены Витебская и Могилёвская губернии, включая и Горки.

После присоединения к России в истории Горецкой еврейской общины, в прочем как и всех еврейских общин Беларуси, начался новый период.

Использованная литература и источники:
1. Насевіч.В., З сівой даўніны // Памяць. Гісторыка-дакументальная хроніка Горацкага раёна. - Мінск, 1996. – С. 26.
2. Archivum ksiazat Sangushkow w Slawuсie. Т.4. Lwow, 1890.–S.537-540.
3.Памяць. Гісторыка-дакументальная хроніка Горацкага раёна. С.45.
4. Encyclopedia of Jewish Life before and During the Holocaust. In 3 vol. Volome 1. Washinqton Square. New York.2000.– S.443.
5. Марек П., Горки // Еврейская энциклопедия. Свод знаний о еврействе в прошлом и настоящем. Т.6. - СПБ, 1906.– С. 698.
6. Там же. С. 698.
7. Там же. С.698.
8. Там же. С.698.
8. Encyclopedia of Jewish Life before and During the Holocaust. In 3 vol. Volome 1. – S.443.
9.Россия. Русское государство и евреи до 1772 г.// Электронная еврейская энциклопедия. www.eleven.co.il/article/15438.
10. Литвин Михалон, О нравах татар, литовцев и москвитян. - Москва, 1994. С.89.
11. Цит. по книге Иоффе И.Г., Страницы истории евреев Беларуси. Краткий научно-популярный очерк. Минск.:1996.– С.45.
12. Сраговіч М.М., Яўрэйскае насельніцтва Горацкага раёна (мінулае і сучаснае). Кароткі гістарычны агляд сацыяльна-эканамічных и бытавых момантаў// Працы навуковага таварыства па вывучэнню Беларусі. – Горкі.: 1927.– С.177-198.
12. Там же. – С.190.
13. Марек П., Горки // Еврейская энциклопедия. Свод знаний о еврействе в прошлом и настоящем. – С.698.
14. Памяць. Гісторыка-дакументальная хроніка Горацкага раёна.– С. 46.
15. Там же. – С.46.
16. Библиотека еврейского университета в Иерусалиме. Пинкос Горецкой еврейской общины. Документ № 236.
17.Толстой П.А., Путешествие в Италию и на остров Мальту стольника П.А. Толстого в 1697 и 1698 годах // Русский архив, 1888. С.179.
18. Корб Иоганн Георг, Дневник путешествия в Московское государство. http://www.hrono.info/libris/lib_k/korb01.html
19. Ліушыц У.М., Горкі: старонкі гісторыі. – Мінск.: 2007.– С 18.
20. Марек П., Горки // Еврейская энциклопедия. Свод знаний о еврействе в прошлом и настоящем.– С.698.
21. Акты, издаваемые Виленской археологической комиссией. Т.Х111. – Вильно.: 1886.– С.149-150.
22. Encyclopedia of Jewish Life before and During the Holocaust. In 3 vol. Volome 1.– S.443.
23.Сраговіч М.М., Наз. твор.– С. 180-181.
24. Там же.– С.181.

Категория: За далью времён | Добавил: lwm468071 (30.09.2014) | Автор: Владимир E
Просмотров: 776 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar