Главная » Статьи » Семейные истории |
Февраль 1904 года. Базарную площадь Горок заполнили солдаты, демобилизованные на Ру́сско-япо́нскую войну. Слышались песни и плач жен, провожающих. Многие демобилизованные были пьяные и, как водится у них, возникло желание добавить. И вдруг в пьяной толпе раздается возглас:«Бей жидов! Громить жидовские лавки!» И толпа начинала ломать двери еврейских магазинов. А Горецкая полиция равнодушно наблюдает за начавшимся погромом. Но тут наперерез толпе выступают несколько еврейских крепких парней, некоторые из них вооружены револьверами. Это отряд еврейской самообороны Горецкой организации РСДРП и Бунда, руководители которого заранее знали, что такое может произойти. Раздалось несколько выстрелов в воздух, и толпа в панике разбежалась. Тогда полиция, пешая и конная, решила применить власть и стала нагайками избивать членов отряда. Одну из лошадей ударил в морду член отряда. Конь упал и задавил насмерть полицейского. Члена отряда арестовали. Арестованным был мой дед, Михаил Тейнин. Он был старшим сыном в семье. К сожалению, год его рождения мне не известен, но мой отец говорил мне, что он был на 6-8 лет старше своего брата Якова, значит, мой дед был 1870-1872 года рождения. Кто он был по профессии, я не знаю, но полагаю, что был перегонщиком скота. Потому что впоследствии в Сибири до революции он именно этим и занимался. В начале 1905 года в Горках состоялся суд. Он признал, что убийство было непреднамеренным, и поэтому дед отделался ссылкой на поселение в Сибирь, правда, без права возвращения в Горки. Кстати, к этому времени он был уже женат и у него было две дочери. В Сибири местом его ссылки был определён поселок для пересыльных в Томской губернии. Определившись с местом проживания, дед выписал к себе жену и дочерей. Но жена отказалась последовать за ним, и только старшая дочь поехала к нему. Но случилось несчастье, она замерзла в повозке во время метели в степи, добираясь от железнодорожной станции. Создать новую семью было трудно, так как родители не хотели выдавать дочерей замуж за ссыльного. Но через несколько лет дед женился на девице Марии Яковлевне – круглой сироте. Ей было 15 лет, и она прислуживала в доме у своего дяди, жившего в Томске. Дяде лишний рот в семье был в тягость, и его не остановило то, что жених ссыльный и что он старше невесты на 25 лет. В ссылке дед не сидел без дела. Как и в Горках, занимался покупкой и перегоном скота. Вокруг жили казахи, калмыки и тувинцы, дед выучил их языки и переключился на торговое дело. Он ездил по аулам и стойбищам, привозил местному населению товары первой необходимости и скупал у них пушнину, скот. Советская власть пришла в Сибирь в 1919 году, следом пришли НЭП и свобода частной торговли. Дела деда Михаила пошли на лад. Он построили новый дом. В семье родилось шестеро детей. Старшие четыре девочки: Сара, Надя, Лена, Граша. Младшие двое мальчиков, Исаак (мой отец) и меньший Яков. Но к 1928 году с НЭПом было покончено и бывшие торговцы и предприниматели стали «лишенцами», были лишены избирательных прав, прав на работу. Для их детей был закрыт путь для поступления в техникумы и вузы. Так дед и его семья снова оказались вне закона. Началась коллективизация, и семья Тейниных вступила в еврейский колхоз «Золотая Нива», находившейся в с. Прокудино Новосибирской области. Правда, дед Михаил не был активистом артели, не любил ходить на сходки и собрания, не участвовал в общественных мероприятиях и не поощрял это в детях. Зато его уважали за силу и смекалку, за его умение обращаться с животными. В семье вспоминали: «Застряла председательская бричка в грязи – зовут его, не могут оседлать коня, тоже без деда не обходились». Да, хотела еще упомянуть, что дед Михаил был грамотен. По-русски писал красивым каллиграфическим почерком ( я видела его подписи на старых фотографиях) и на идиш также, хорошо считал и имел талант к изучению языков. Как вспоминал мой отец Исаак, детей в семье языку идиш не учили. Когда он приехал в Горки, вынужден был учиться общаться на идиш с дедом, дядей Яковом и двоюродными братьями Хаимом и Наумом (Лёней). Через 3-4 года с деда сняли статус «лишенца» и семья переехала в г. Абакан. Там купили домик и уже больше никуда не переезжали. Дед Михаил был тогда уже в 60-летнем возрасте и не работал. Жили с дочерьми, помогали воспитывать их детей, даже одну девочку Шейну - Александру удочерили и выучили. Она потом была прокурором в г. Абакане. В настоящее время она на пенсии. Она сообщила мне, что, кроме братьев Якова и Михаила, был брат Исай, который переехал уже в Советское время из Горок в Сибирь с женой. У них было три сына, и средний был растрелян как «враг народа» где-то под Иркутском и реабилитирован в пятидесятых. Мой отец, Исаак Тейнин, в 1939 был призван в армию и воевал до 1944 года, вернувшись в наградах и с многочисленными ранениями. Когда отец после войны вернулся в Абакан, родителей уже не было в живых. Дедушка и моя бабушка умерли в 1943 году. Изучение истории моей семьи продолжается...
| |
Просмотров: 99 | |
Всего комментариев: 0 | |